наук, заведующий нейрохирургического
отделения ГБУЗ ГКБ им. А.К. Ерамишанцева

Гидроцефалия: причины, симптомы и лечение

гидроцефалия лечение

Отделение нейрохирургии ГКБ им. А. К. Ерамишанцева принимает пациентов с заболеваниями ЦНС и оказывает высокотехнологичную медицинскую помощь. Здесь проводят лечение гидроцефалии.

Это заболевание известно под названием «водянка головного мозга», которое отражает его суть. Патология представляет собой избыточное скопление цереброспинальной жидкости в ликворных пространствах мозга. Специалисты, занимающиеся лечением гидроцефалии, связывают ее с нарушениями в выработке, циркуляции и резорбции ликвора.

В норме у человека присутствует 120-150 мл этой субстанции. Цереброспинальная жидкость выполняет амортизирующую, питательную, защитную функции. Кроме того, она поддерживает осмотическое и онкотическое равновесие, участвует в регуляции кровообращения.

Избыток ликвора называют гидроцефалией. Она бывает общей, внутренней и наружной и требует компетентного лечения. По уровню давления водянка мозга может быть гипер- и гипотензивной, а также нормотензивной.

Вентрикулостомия ( Категория 1) 22 000
Вентрикулостомия третьего желудочка головного мозга с использованием видеоэндоскопических технологий ( Категория 1) 22 000
Вентрикулостомия третьего желудочка головного мозга с использованием видеоэндоскопических технологий ( Категория 2) 44 000
Вентрикулостомия третьего желудочка головного мозга с использованием видеоэндоскопических технологий ( Категория 3) 55 000
Вентрикулостомия ( Категория 2) 44 000
Дренирование бокового желудочка головного мозга наружное ( Категория 2) 44 000
Дренирование бокового желудочка головного мозга наружное ( Категория 3) 55 000

Причины и симптомы гидроцефалии

В сфере диагностики и лечения этой патологии принято выделять следующие предпосылки развития водянки мозга:

• субарахноидальные и внутрижелудочковые кровоизлияния (например, вследствие разрыва артериовенозных мальформаций сосудов, аневризм);
  • опухоли головного мозга (стволовая, парастволовая или внутрижелудочковая локализация);
  • инфекционные и воспалительные поражения ЦНС (менингит, энцефалит, вентрикулит);
  • острые нарушения мозгового кровообращения (геморрагического или ишемического типа);
  • энцефалопатии различного происхождения.

Нейрохирурги в Москве сталкиваются с лечением гидроцефалии как у взрослых, так и у младенцев. Это заболевание может быть врожденным и приобретенным.

гидроцефалия лечение в москве

Врачи, которые проводят лечение гидроцефалии у детей, отмечают характерный внешний вид больного ребенка. Его головка увеличена, особенно в сагиттальном направлении. Кожа натянута и истончена. Кости черепа тонкие, промежутки между ними увеличены.

Лечение гидроцефалии у детей требует срочной помощи, поскольку патология нарушает двигательную иннервацию глазного яблока, ведущую к нарушениям зрения вплоть до слепоты. У ребенка нарушена координация движений, имеются проблемы с удержанием головы, сидением, стоянием. Специалисты по лечению гидроцефалии отмечают и такие изменения в поведении больного, как повышенная раздражительность и возбудимость либо адинамия и апатия.

У взрослых заболевание имеет другие проявления. О необходимости диагностики и лечения гидроцефалии могут говорить жалобы на:

• головную боль;
  • тошноту, рвоту;
  • сонливость;
  • нарушения кратковременной памяти (особенно числовой);
  • застой дисков зрительных нервов;
  • признаки аксиальной дислокации мозга (угнетение сознания, вплоть до комы).

При хронической гидроцефалии, которая развивается при отсутствии адекватного лечения, наблюдаются:

• недержание мочи;
  • апраксия ходьбы;
  • деменция.

Первые симптомы, говорящие о необходимости лечения гидроцефалии, возникают через три недели после перенесенного менингита, травмы, кровоизлияния или прочих провоцирующих ситуаций.

Диагностика и лечение гидроцефалии

У детей такой диагноз ставят после прохождения пренатального УЗИ. Для обследования пациентов с гидроцефалией и последующей разработки плана лечения в Москве применяют современные методы диагностической визуализации:

• компьютерная томография;
  • магнитно-резонансная томография.

При судорожном синдроме больным проводят ЭЭГ.

В медицине используют консервативные и хирургические методы лечения гидроцефалии. При быстром прогрессировании патологии показана операция.

Лечение гидроцефалии является различным в зависимости от формы патологии:

1. Острая. Требует немедленного хирургического вмешательства. Для лечения гидроцефалии выполняют операции по «разгрузке» желудочковой системы, нормализации тока ликвора, понижению внутричерепного давления и санации ликвора. Накладываются наружные вентрикулярные дренажи.
  2. Хроническая. Лечение такой формы гидроцефалии предусматривает создание искусственного пути для оттока цереброспинальной жидкости. Для этого предусмотрены специальные ликворошунтирующие системы.

Лечение гидроцефалии в отделении нейрохирургии ГКБ им. А. К. Ерамишанцева в Москве проводят опытные квалифицированные специалисты. При этом используются новейшее высокоточное оборудование и прогрессивные техники выполнения операций.

Контактный телефон: +7 (499) 940-04-30.